Каталог игр
Мо г.дрезна центр флебологии
Друзья сайта
Реклама
Можно делать березку при геморрое
Календарик
Опрос
Архив игр
Скачать жозе про зрение
Новое на сайте: игры, обои

Так как ранее с автором была незнакома и принципиально не читаю рецензий до прочтения самой книги, то вначале мне смутно казалось, что речь пойдёт о чём-то более фантастичном. В голове возникали картины эпидемий в духе Голливуда, что-то типа «Вторжения» или «Заражения». Но всё было совсем не так.

Сразу нырну с головой, ладно? Мне не понравилась идея. Вот не понравилась и всё. Дело даже не в её неоригинальности, а скорее в том, что она – идея - тут подаётся в виде завуалированной нотации. Для книги с названием «Слепота» уж слишком выпукла мораль, слишком обёрнута во всё яркое и блестящее, слишком выставлена напоказ. Как котят несмышлёных тыкают носом в блюдце с молоком: «Смотри, вот же оно, вот!». Резко. А вот исполнение меня поразило. Другого слова и не подберёшь. Всё хорошо в этом романе: и завязка, и часть с карантином, и апокалиптический город, и финал.

Герои – а это абсолютно все, даже случайные люди - действуют, на мой взгляд, более чем правдоподобно. Особенно реалистичны все эти давки, перетягивания одеяла на себя, страхи, паника, отчаяние, отупение. И только вор, который почему-то решил, что в сложившихся условиях солдаты окажут ему помощь, выбился из общей картины. Было верхом безумия с его стороны рассчитывать на это, а он не производил впечатления человека легковерного. Зато весьма показательно было его предсмертное раскаяние - эти угрызения совести, которые терзали его, пока он двигался на встречу со смертью. Кончай демагогию разводить, огрызнулась совесть, ползи куда полз.

Отдельные куски романа - чистый восторг. Упомяну два, которые просочились под кожу. Первый, когда жена доктора, наевшись колбасы, бежит с пакетами через универмаг, а запах этой самой колбасы привлекает к ней слепых, рыщущих в поисках еды. И второй, эпизод с умыванием трех женщин на балконе в квартире доктора. (Последняя смутно напомнила «Рождение Венеры» Боттичелли, хотя непонятно, собственно, почему.) Но вообще сочных моментов в романе довольно много. Повторюсь, исполнение замысла у Сарамаго великолепно!

И потому, видимо, жестокость сцен застала врасплох. Моя тонкая нервная организация может выдержать почти любую критическую ситуацию в жизни, но совершенно не в состоянии мужественно встретить её на страницах книг. Почему-то то, что проживает только в голове, мучает и терзает едва ли не сильнее тех же самых реальных вещей. Наверное потому, что в жизни у тебя есть выбор, ты действуешь, а тут… тут всё решили за тебя, и есть только время на рефлексию, которая ранит таким образом, что восстановиться после крайне сложно. Но я отвлеклась. Жёсткие эпизоды. Они не были лишними, потому что являлись ещё одним гвоздём в той крышке гроба, которой предполагалось укрыть почившее в бозе человеческое лицо. Но читать их было очень тягостно.

До последнего не могла определить свое отношение к роману. В звёздочках. Три или четыре? Четыре или три? Оставался последний критерий – язык. Стилистически роман мне понравился. Сарамаго использует два типа предложений в рамках одного повествования. Во-первых, это небольшие предложения, передающие диалоги и оканчивающиеся точкой в весьма неожиданных местах, эллипсисы. И во-вторых, это длинные сложные конструкции с множеством определений, дополнений, причастных конструкций. И те и другие напоминают ветвистые деревья, только если вторые увиты яркой листвой, то первые – голы. И этот контраст тоже работает на сюжет.

Вот так непонравившаяся идея вылилась в конечные четыре звезды. К автору стоит присмотреться повнимательнее.

Источник: http://www.livelib.ru/book/1000309313

  • Дата: 22.09.2015, 05:50 |
  • Автор: Мишель Эрнест |
  • Заглянуло: 988 |
  • Высказались: (20) |