Каталог игр
Метоодика определения склонности к алкоголизму
Друзья сайта
Реклама
Покрывало на кровать с открытой задней спинкой
Календарик
Опрос
Архив игр
Разработка музыкальная гостиная наполним музыкой сердца
Новое на сайте: игры, обои


vliyanie-muzykalnogo-tvorchestva-na-psixoemocionalnoe-sostoyanie-rebenka-iz-opyta-raboty-muzykalnogo-rukovoditelya-dou1«По-настоящему оздоравливающим и воспитывающим
является музыка, так как она развивает мозг и
облагораживает чувства»
Рой Слек, английский педагог

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, всестороннее развитие и вера в свои силы.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье, являясь не только биологической, но и социальной категорией, отражает уровень телесного, психического и социального благополучия. Несмотря на то, что мы живем в век новейших информационных технологий,здоровье наших детей стремительно ухудшается. Социальная ситуация нестабильности, быстрый темп жизни, экология и другие факторы заставляют ребенка реагировать на реальность тревогой и переживаниями, в эмоционально-эстетической сфере современных дошкольников отмечается снижение эмоционального тона, усиление негативных проявлений, спад в развитии эстетических эмоций и чувств. В связи с этим, укрепление здоровья детей должно стать ценностным приоритетом всей воспитательно-образовательной работы ДОУ: не только в плане физического воспитания, но и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической, коррекционной работы, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми, вооружения родителей основами психолого-педагогических знаний, их валеологического просвещения.

Каждый ребенок – это отдельный уникальный мир, и мы, педагоги должны помочь детям сохранить совершенство и неповторимость каждого из них,заложить у них основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития, сформировать как творческую личность.

Одним из необходимых условий формирования личности ребенка является организация музыкально-художественного воспитания детей в ДОУ, которая включает в себя задачи укрепления и сохранения здоровья детей, успешно решает задачи социально-нравственного направления, и, вместе с тем, детство – это наиболее благоприятный период для развития музыкальных творческих способностей дошкольников.

Современная психолого-педагогическая наука располагает данными о том, что все виды искусства развивают у детей не только художественные способности, но и «всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности» (Э. И. Ильенков) – способность к творчеству. И чем раньше произойдет встреча ребенка с искусством, тем процесс развития этой способности будет более эффективным.

Работая в детском саду много лет, и имея большой опыт работы с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что ребенок способен успешно развиваться,сохранять свое здоровье только в условиях психологического комфорта,эмоционального благополучия. И музыкальное воспитание может решать проблему охраны здоровья воспитанников детского сада, формирования навыков и представлений здорового образа жизни благодаря применению здоровьесберегающих технологий — дыхательная, пальчиковая гимнастика, развивающие речевые игры, активная и пассивная музыкотерапия и другие.
Именно поэтому последние несколько лет я продуктивно работаю над темой моего самообразования: «Влияние музыкального творчества на психоэмоциональное состояние ребенка». Это помогло мне создать систему музыкально-оздоровительной работы в нашем детском саду. Для этого мною разработан и внедрен в работу воспитательно-образовательный проект «Мелодия здоровья». Он позволяет мне в условиях образовательного процесса ДОУ расширить и применить творчески здоровьесберегающие технологии, что в дальнейшем позволяет сформировать привычку у детей жить в гармонии с самим собой, со своей семьей и окружающим миром. Организация музыкальных занятий с использованием здоровьесберегающих технологий, широкое применение музыкотерапии помогает обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, а также выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша.

Проект включает в себя цикл творческих интегрированных занятий «Рисование музыки» для старшей и подготовительной группы и «Беседы о музыке как виде искусства». В рамках проекта мною разработаны сценарии к Пушкинскому вечеру «Что за прелесть эти сказки!», выпускным вечерам «Волшебный цветок или путешествие в сказку», «Уплывает наш кораблик», конспекты музыкальных занятий «Настроение», «Музыкальный рисунок», «В стране музыкальных красок», «Подснежник», «Приключения Капитошки» и другие. Кроме того, по теме данного проекта мною был подготовлен и проведен семинар «Музыкотерапия в работе с детьми» для всех педагогов ДОУ Коченевского района.

Конечно, над данной проблемой я работаю в тесном содружестве с психологом, воспитателями, руководителем физического воспитания, логопедами. Мы вместе ищем новые нетрадиционные методы педагогической помощи детям.

Таким образом, с одной стороны музыка, оказывая благоприятное воздействие на детский организм в целом, способствует его гармоничному развитию. С другой стороны – применение музыкотерапии и здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях, в самостоятельной деятельности, в течение дня способствует у детей развитию музыкальных творческих способностей.

Цель проекта:

Формирование у дошкольников основ музыкальной культуры, привычки здорового образа жизни путем развития их музыкальных и творческих способностей.

Задачи:

Образовательные:

1. Укреплять физическое и психическое здоровье дошкольников, снижать психологическое напряжение, используя музыкотерапию в жизни детского сада;
2. Разработать и проводить музыкальные занятия, включая планирование здоровьесберегающих технологий;
3. Создать предметно-развивающую среду, способствующую развитию гармонично развитой личности;
4. Выявлять и развивать творческие способности;
5. Разработать и внедрить цикл занятий «Рисование музыки», использовать его для расширения у детей опыта эмоционального переживания музыкальных произведений как основы развития эстетического сознания и элемента приобщения к художественной культуре;
6. Развивать цветоэмоциональную отзывчивость на музыку.

Воспитательные:

1. Воспитывать детей с учетом индивидуальных психофизических возможностей и проявлений детской одаренности;
2. Создавать положительную основу для формирования патриотических чувств ребенка;
3. Формировать правильное отношение ребенка к самому себе, к взрослым, к семье, к детскому коллективу, к окружающему миру.

Для успешного решения поставленных задач мною была создана модель проекта (Приложение), которая предполагает тесное взаимодействие с детьми, со всеми педагогами ДОУ, с родителями по вопросу формирования здорового образа жизни и развития у детей творческих способностей.

Этапы реализации проекта:

1 этап: Предварительно-прогностический
Цель: Организация музыкально-оздоровительной работы в процессе ежедневной
деятельности детей дошкольного возраста, связанная с формированием
мотивации укрепления здоровья и поведенческих навыков здорового образа
жизни.
Задачи этапа:
• Изучение проблемы, подбор необходимой литературы, накопление методического материала, определение задач проекта на учебный год;
• Разработка проекта: планирование мероприятий с учетом цели, с вовлечением детей, специалистов, родителей;
• Обучение педагогов владению здоровьесберегающими технологиями;
• Создание предметно-развивающей среды, способствующей развитию у детей творческих способностей.
• Выбор и проведение диагностики для определения музыкальных способностей дошкольников.
Предполагаемый результат:
— Создание благоприятных условий для использования музыкотерапии в жизни ДОУ и здоровьесберегающих технологий.
— Создание предпосылок для детского музыкального творчества.
Методическая работа:
1. Организация, пополнение предметно-развивающей среды;
2. Подборка комплексов здоровьесберегающих технологий;
3. Конспекты интегрированных занятий;
4. Сценарии досугов, праздников;
5. Консультационный материал для родителей;
6. Консультативный материал для педагогов;
7. Подбор музыкального материала по музыкотерапии;
8. Обобщение и распространение опыта.
Условия: Постоянное пополнение новым материалом в музыкальном зале и музыкальных уголков в группе, включая изготовление материала своими руками.

2 этап: Художественно-творческий
1 модуль: «Творим, радуемся и растем»
1 блок: «Работаем с коллективом педагогов»
Цель:
Освоение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми.
Программные задачи:
• Способствовать освоению способов снятия эмоционального напряжения и возможностей улучшения показателей здоровья детей и собственного здоровья;
• Использовать музыкотерапию в жизни группы для поддержания психологического комфорта;
• Применять здоровьесберегающие технологии в познавательных занятиях и различных режимных моментах.
Формы работы:
• Консультации для педагогов;
• Совместное планирование самостоятельной музыкальной деятельности;
• Выступления на педсоветах, РМО, собраниях творческих группы;
• Совместная работа со специалистами ДОУ;
• Организация педагогического клуба «Музыкальная гостиная»;
• Мастер-класс, открытые занятия для педагогов.

2 блок: «Работаем с детьми»
Цель: Развитие мотивационной сферы здорового образа жизни через развитие
музыкальных и творческих способностей детей.
Программные задачи:
• Обогащать музыкальные впечатления детей и формировать привычку здорового образа жизни посредством интегрированных занятий (музыка + рисование + валеология);
• Развивать речь детей с помощью здоровьесберегающих технологий;
• Развивать чувство ритма, упражнять в ритмичном выполнении знакомых музыкально-ритмических движений;
• Соотносить движения с текстом в речевых и музыкальных играх, самомассаже;
• Подводить к умению передавать элементарные игровые образы и их характеры мимикой, движениями, интонациями;
• Воспитывать дружеское отношение к сверстникам, любовь к окружающим.

3 блок: «Работаем с родителями»

«Лучший подарок, который мы можем сделать
ребенку, — это не столько любить его, сколько
научить его любить самого себя».
Жак Соломе.

Цель:
Осмысления важности создания здоровьесберегающих условий и развития творчества в семье.
Программные задачи:
• Привлечение родителей к активному участию в деятельности детского сада;
• Просвещение родителей в задачах эстетического воспитания дошкольников и формировании здорового образа жизни посредством музыкального воспитания;
• Установление доверительных отношений между детьми, педагогами и родителями, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и уметь их решать совместными усилиями.

2 модуль: «Наполним музыкой сердца»
Цель:
Вовлечение родителей в музыкально-образовательный процесс детского сада.
Программные задачи:
• Способствовать формированию мирровозрения родителей о необходимости привычки здорового образа жизни;
• Объединить усилия по развитию гармонично развитой личности ребенка;
• Внедрить новые формы сотрудничества с родителями по вопросам нравственно-эстетического воспитания дошкольников в ДОУ — организация семейного клуба «Музыкальные встречи».

Данный этап определяет, сложилось ли родительско-педагогическое сообщество, которое направляет свою деятельность на гармонично развитую личность ребенка.

Форма взаимодействия педагогов с семьей наполняется новым содержанием, а именно родители введены внутрь педагогического процесса, активно участвуют в улучшении предметно-развивающей среды ДОУ.

3 этап: Обобщающий

«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От
жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная
жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность
знаний, вера в свои силы»
В.А. Сухомлинский.

Цель:
Изучение результатов практической деятельности.
Формы работы:
• Диагностика уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
• Создание методических пособий, рекомендаций.
Содержание работы:
• Обобщение результатов работы, их анализ, корректировка, при необходимости;
• Разработка рекомендаций для педагогов, родителей;
• Выход в СМИ, организация эффективного сетевого взаимодействия с родителями детского сада и коллегами посредством Интернета;
• Размещение практического материала в педагогических журналах.

Таким образом, реализуя этапы проекта, используя разнообразные формы работы, как традиционные, так и новые, удалось повысить интерес к собственному здоровью у взрослых и детей, желание творить и не бояться создавать что-то новое. Мы смогли установить доверительные отношения между детьми,педагогами и родителями, появилась потребность делиться друг с другом своими проблемами и уметь их решать совместными усилиями.

Большой интерес представляет собой цикл интегрированных занятий «Рисование музыки», потому что он гармонично развивает не только творческие способности детей, но и интеллектуальные, и личностные качества, и, кроме того, дети на этих занятиях попадают в атмосферу психологического комфорта, доброжелательности, любви и внимательного отношения к ним.

Занятия объединены основной проблемой: дети, слушая классическую музыку, проникаются ее настроением, знакомятся с музыкальными средствами выразительности, и учатся передавать в своих рисунках услышанное. Таким образом, дети превращают невидимое в видимое (визуализация музыки).

Звучит музыка. Что она нам рассказывает своим невидимым языком? Какие образы навевает? Дерево на ветру или плачущий дождь? А может быть, и не стоит задумываться о том, как именно назвать то, что мы чувствуем, слушая музыкальные произведения? Можно просто потанцевать кисточкой по бумаге. Все изменения характера музыки, смена частей, настроений могут быть выражены с помощью цвета. Рисование во время слушания позволяет чувствам ребенка проявиться сразу, подобно жестам взволнованного человека. А для нас, взрослых, рисунок ребенка – это его рассказ, выполненный в образной форме, который необходимо уметь прочитать.

Для качественного осуществления музыкального развития ребенка, как на занятиях, так и вне их, особое внимание я уделяю созданию эстетической развивающей среды. Наш музыкальный зал – место, куда дети приходят каждый день с огромной радостью, это центр эстетических и эмоциональных переживаний детей и взрослых, приходящих сюда. Здесь, начиная с самого раннего возраста, я знакомлю детей с миром прекрасного, используя при этом все средства искусства – музыку, танец, поэзию, живопись. Здесь дети знакомятся с театральным искусством, исполняют свои первые роли.

Предметно-развивающую среду зала создаю своими руками вместе с коллегами, постоянно изменяем и дополняем. Здесь дети обретают такое эмоциональное состояние, какое способствует раскрытию их творческих способностей. Здесь они могут проявить себя, раскрыть свой талант, обрести необходимый комфорт и благополучие, а значит, и здоровье.

Особенности развивающей среды на музыкальных занятиях определяются следующими факторами:

— содержанием и методикой проведения занятий;
— местом их организации;
— возрастными и индивидуальными особенностями детей.

В нашем зале есть все необходимое для того, чтобы заниматься с детьми всеми видами музыкальной деятельности – игрушки, пособия, атрибуты, развивающие дидактические игры, технические средства, аудио и видеотека, синтезатор. Нет только детского оркестра, но мы и родители наших воспитанников сделали своими руками шумовой оркестр, и успешно развиваем у детей ритмический слух. Мы имеем очень большую копилку декораций и костюмов для занятий по театрализации.

Особое место в зале занимает зеленая зона, «зимний сад» — так мы его называем. Его используем для занятий с детьми, для чтения произведений, для релаксации и отдыха. Тот, кто посещает наши проводимые мероприятия, обязательно делает фото на память в нашем зимнем саду. А еще в зеленом интерьере присутствует сказочность, ведь не зря наш детский сад носит название «Сказка» — это и настоящая Баба Яга, Леший, Совушка-сова, «Лебединое озеро» и т. д.

Отдельно остановлюсь на вовлечении родителей в музыкально-образовательный процесс детского сада, так как этой проблеме в моем проекте уделяется особое внимание.

Формы сотрудничества:

Выступление на родительских собраниях по вопросам музыкального воспитания;
Анкетирование по вопросам эстетического воспитания;
Индивидуальные и коллективные консультации;
Показ открытых занятий и участие в этих занятиях родителей;
Привлечение родителей к изготовлению атрибутов, шумового оркестра, костюмов, декораций для праздников и развлечений;
Организация совместных праздников, музыкальных, спортивных мероприятий;
Дни открытых дверей;
Организация творческой группы родителей — работа семейного клуба «Музыкальные встречи».

Используя все эти разнообразные и эффективные формы работы, я активно занимаюсь просвещением родителей по вопросам музыкального развития дошкольников, даю советы по активному полезному слушанию музыки, вопросам «музыки и здоровья». Родители — активные участники образовательного процесса, с интересом посещают различные мероприятия и так же погружаются в процесс творчества и игры вместе со своими детьми! Особенно охотно они принимают участие в «рисовании музыки». Мы с коллегами стремимся, чтобы родители и дети могли вместе успешно учиться — дружить, наслаждаться и творить вместе!

Конечно, необходимо, чтобы все сложилось: наличие активных заинтересованных родителей, мои возможности как музыкального руководителя, поддержка всего педагогического коллектива и администрации.

Таким образом, система музыкально-оздоровительной работы с детьми, созданная мною в тесном содружестве с моими коллегами и родителями в дальнейшем будет развиваться и совершенствоваться. Развивая детей творчески, она позволит нам решать успешно вопросы оздоровления детей, ведь «самое большое в жизни достояние человека – это здоровье и разум» (из заповедей Будды).

Результатом проделанной работы является мое участие и победа во всероссийском заочном конкурсе «Призвание – воспитатель» в 2011 году, где разработка воспитательно-образовательного проекта «Мелодия здоровья» была удостоена Серебряной медали конкурса.

vliyanie-muzykalnogo-tvorchestva-na-psixoemocionalnoe-sostoyanie-rebenka-iz-opyta-raboty-muzykalnogo-rukovoditelya-dou2Автор: Даттай Галина Александровна,
музыкальный руководитель,
МКДОУ детский сад №1 «Сказка», р.п. Коченево, Новосибирская обл., Россия

Статья размещена в авторской редакции

Источник: http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/vl...

  • Дата: 02.09.2015, 03:54 |
  • Автор: Subeaki |
  • Заглянуло: 47 |
  • Высказались: (14) |