Новое на сайте: игры, обои

 

«Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение, для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 8

 г. Лыткарино Московской области

конспект урока по географии в 6 классе (VIII вида)

«Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана»

                                                                                                                                   Студентка

                                                                                                                                   ОхрименкоЮ.В.

2011/2012 уч. год

Тип урока: Комбинированный

Тема урока:  «Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России.  Моря Северного Ледовитого океана».

Задачи урока:

- образовательные: расширять представления о границах нашей родины; учить пользоваться картой; формировать представление о северной части России.

- коррекционно – развивающие:  корригировать и развивать образное мышление и пространственное представление используя работу с картой; корригировать и  развивать устную речь, отвечая на вопросы учителя; развивать  произвольную  образную память  путем прослушивания рассказа учителя; развивать произвольное внимание при работе с картой.

- воспитательные: воспитывать правильное поведение на уроке; познавательный интерес к предмету.

Оборудование: стенная физическая карта, контурная карта, атлас, учебник, рабочая тетрадь, проектор и экран, перфокарты, карточки со словами для составления предложения.

План урока

I. Организационный момент

II. Основная часть

     1. Проверка домашнего задания

     2. Актуализация знаний.

     3. Сообщение нового материала.

     4. Физкультминутка

     5. Закрепление знаний.

III. Заключительная часть урока

      1. Домашнее задание.

      2. Оценка знаний учащихся.

      3. Итог урока.

                                             

                                               

Ход урока

I. Организационный момент

- Первый сядет тот, кто назовет любой водоем.

- Сядет тот, кто скажет, что больше река или море.

- Сядет тот, кто скажет, что больше море или океан.

- Сядет тот, кто скажет, куда впадает море?

- Сядет тот, кто назовет водоем в нашем городе.

- Сядет тот, кто назовет части реки.

II. Основная часть

1. Проверка домашнего задания

- Раскройте свои контурные карты  для того, чтобы я проверила как вы справились с домашним заданием?

- Кому было сложно выполнять д. з? Кому помогали родители?

  К доске вызываются два ученика, которые правильно выполнили д. з., один чертит сухопутную границу России, другой подписывает названия пограничных государств. Остальные исправляют свои ошибки.

2. Актуализация знаний

1) Работа с перфокартой

- Сейчас  дежурный раздаст каждому из вас перфокарты,  в течении двух минут (время засекается на песочных часах) вы самостоятельно работаете с ними,  затем  я проверю как вы справились с заданием.

         

         Как обозначается

Что обозначается

Граница государства

Столицы государств

Государственная

граница России

Города

Учитель следит за временем и за работой учащихся. Если все выполнили задание, верно, то учитель, указывая на условный знак на доске, просит хором сказать, что он обозначает. Если некоторые допустили ошибки, тогда учитель вызывает к доске учеников справившихся с заданием и просит заполнить перфокарту, висящую на доске, а остальные исправляют свои ошибки, затем хором можно повторить условные обозначения.

3. Сообщение нового материала

2) Работа с физической картой России

 - Ребята посмотрите, пожалуйста, на карту и обратите внимание на сухопутные границы нашего государства. Мы с вами не раз доказывали, что наша страна самая большая страна в мире. Кто помнит, с каким количеством государств она граничит?

- Кто из вас самый внимательный и сможет перечислить все цвета на карте, которые окружают Россию (зеленый, желтый, коричневый, голубой).

-Кто может вспомнить, что обозначают эти цвета на карте?

Зеленый – равнины; голубой -  озёра, реки, моря, океаны; жёлтый – возвышенности; коричневый – горы.

- А теперь еще раз обратите внимание на сухопутные границы нашего государства, проходя, какие цвета затрагивает граница? (перечисляют).

3) Работа с деформированным предложением (карточки со словами)

-Слова рассыпались и перепутались, постройте правильное предложение.

Сухопутные границы России проходят через равнины, возвышенности и горы (Приложение 1).

- Прочитайте, что у вас получилось?

- Еще раз повторим, в какие цвета окрашена территория России?

Мы с вами вспомнили, что желтый цвет – это… возвышенности (хором), зеленый – это… равнины (хором), коричневый – это… горы (хором).

-Остался цвет, который обозначает моря и океаны. Правильно – голубой.

- Как вы думаете, есть ли  у России морские границы?

-Правильно, конечно же, есть. Россия имеет длинную морскую границу, и ее территория омывается водами трёх океанов.

Вспомним, что такое океан.

Океан – это огромное пространство воды, ограниченное материками. Размеры океанов так велики, что требуется несколько дней, чтобы их пересечь. Показ слайдов (1 – 3), приложение 2.

- Кто вспомнит название самого большого и самого глубокого океана в мире?

- Правильно, это Тихий океан.

- Какие еще океаны вы знаете?

- Покажите на карте, где находится север России? Прочитайте, какой океан омывает Россию с севера. Правильно, Северный Ледовитый – это самый маленький и самый холодный океан на Земле.

- Откройте свои тетради, запишите число и тему урока.

 «Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана».

4) Рассказ учителя

На доске расположены названия морей Северного Ледовитого океана. Ученик, который  хорошо ориентируется по карте, может помогать учителю, обозначая указкой направление, по которому строится рассказ учителя.

На севере берега России омывают моря Северного Ледовитого океана (слайды 4- 6).

- Как вам кажется вода здесь теплая или холодная? Почему вы так думаете?

Правильно, потому что это северный океан, мы видим в воде льдины большие и маленькие, это значит что температура в тех краях очень низкая.

Посмотрите, какие льдины встречаются в Северном Ледовитом океане (слайды 7-9), это целая гора льда. Такая гора называется АЙСБЕРГ. Запишите новое слово в тетрадь.

Начинается наша морская северная граница в Баренцевом море (слайды 10,11).

- Скажите, как вам кажется это море такое же холодное как Северный Ледовитый океан?

- Оно, конечно же, теплее, но все равно очень холодное. Здесь мы уже не видим льдины и снег. БОльшая часть моря не замерзает даже зимой, потому что с запада сюда заходит тёплое Северо – Атлантическое течение.

 На побережье Баренцева моря находится город Мурманск (название есть на доске) – важный незамерзающий порт на северо – западе страны (слайды 12-13).

 Ребята, вы помните, когда мы пили чай на улице (на праздник «Масленица»), чай быстро остывал и чтобы он оставался теплым, мы подливали какую воду?

-Теплую.

- А если бы мы  зимой оставили чай на улице без внимания, чтобы с ним произошло, как вы думаете?

- Он бы замерз.

- Правильно. Так кто скажет, чтобы не дать жидкости замерзнуть в холодное время года, что нужно делать.

- Подливать теплую воду.

- Теперь вы поняли, почему большая часть воды в Баренцевом море не замерзает? Потому что даже при очень низкой температуре воздуха зимой в море заходит теплое Северо – Атлантическое течение.

  К югу от Баренцева моря расположено внутреннее Белое море.

- Кто помнит, что такое внутреннее море. Найдите в  своих тетрадях зарисованную схему «Виды морей». Это море, которое вдается далеко в сушу.

Какие еще бывают моря кроме внутренних?

 - Как вы думаете, почему этому морю дали название Белое? (слайды 14-16). Потому, что с ноября по март, оно покрыто льдами. Давайте посчитаем, сколько месяцев это море покрыто льдом.

- Пять месяцев.

- А сколько месяцев в году на море  нет льда?

- Семь месяцев.

- Правильно. Двигаемся дальше.

К востоку от Баренцева моря расположено  суровое Карское море (слайды 17-19).

- Как вы думаете, почему я сказала «суровое море»? Правильно, очень холодно. Даже летом здесь бывают снегопады.

Море Лаптевых (слайд 20), Восточно – Сибирское и Чукотское моря, почти всегда покрыты толстым слоем льда (слайды 21,22).

Раньше во льдах Северного Ледовитого океана гибло много кораблей. Сейчас путь для кораблей, от Баренцева до Чукотского моря,  прочищают большие ледоколы, а морскую дорогу называют Северный морской путь.

Запишите в тетрадях новое слово: Ледокол…

 - Давайте посмотрим, от каких двух слов образуется слово Ледокол?

Лед и кол. Кто увидел, молодец.

-Что делает этот большой корабль в  морях Северного Ледовитого океана?

- Этот корабль колит лед. (слайд 23-25).

Ледокол – большой корабль, который раскалывает лёд.

- Правильно ребята, ледокол продавливает лед своим тяжелым весом, и лед раскалывается на мелкие льдины и таким образом корабли идущие за ледоколом могут перевезти груз с одного морского порта в другой. Допишите определение нового слова.

- Есть еще ледоколы новой формы, которые своим корпусом прорезают лед. Это хорошо видно на слайде 24. Сравните два ледокола на слайдах 24 и 25. Скажите, какой ледокол лед раскалывает, а какой – разрезает?

4. Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать!

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться.

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

5. Закрепление знаний

 4) Работа с учебником

- Прочитайте текст про себя.

- Кто хочет выйти к доске и записать название города на побережье Баренцева моря, в котором есть незамерзающий порт на северо – западе страны. Выйдет тот, кто правильно держит руку.

  - Найдите в тесте , из – за чего вода в этом море зимой не замерзает.

- Потому, что с запада сюда заходит тёплое Северо – Атлантическое течение.

- Выпишите в свои тетради названия всех морей, о которых мы сегодня говорили. Сколько у вас получилось морей?

- Шесть.

- Давайте хором прочитаем название морей с доски.

Запомните, все они входят в Северный Ледовитый океан.

5)Работа с перфокартами

- Дежурный раздаст вам перфокарты, вы обязательно вспомните, о чем мы говорили на уроке, что нового вы сегодня узнали и хорошо подумав, заполните перфокарты, а я посмотрю, какие внимательные вы были на уроке.

                   ответы

вопросы

   

  Баренцево море

     

       Белое море

 

   Чукотское море

 

     Карское море

Внутреннее море

Северного Ледовитого

  океана

Море Северного

Ледовитого океана, где

летом бывают

снегопады

Самое теплое море  

Северного Ледовитого

океана

Море Северного

Ледовитого океана,

почти всегда покрытое

толстым слоем льда

     Учитель просит ребят по цепочке прочитать заполненную перфокарту. Если при чтении  допускаются ошибки, учитель просит другого ученика дать правильный ответ.

  - Придумайте предложения, используя новые слова: ледокол и айсберг. Два лучших предложения записываем на доске и в тетрадях.

6) Работа с картой

- Покажите на карте окраинные моря Северного Ледовитого океана (учащиеся выходят к доске в алфавитном порядке).

- Покажите на карте внутреннее море Северного Ледовитого океана.

 III. Заключительная часть

1. Запись домашнего задания

стр. 140-141  прочитать, ответить на вопросы и заполнить контурную карту

2. Выставление оценок  за работу на уроке с комментариями.

3. Подведение  итога урока

- С морями, какого океана мы сегодня познакомились?

- Какую часть России омывают моря Северного Ледовитого океана?

- Сколько морей впадает в Северный Ледовитый океан?

- Какая была тема урока?

Урок окончен. Молодцы!

                                           

   Приложение 1

  Сухопутные    

          и      

     через    

     России

   равнины,              

    проходят                  

 

      горы

возвышенности

    границы

                                         

 

Источник: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogi...

  • Дата: 02.02.2015, 11:43 |
  • Автор: PENNEJEAN |
  • Заглянуло: 1605 |
  • Высказались: (4) |